Как издание «Бумага» использует Setka Editor

Генеральный директор Кирилл Артеменко и главный редактор Татьяна Иванова — о том, как делать крупное издание о жизни в Санкт-Петербурге

Анастасия орехова

Автор

Виктор Юльев

Фотограф

В рубрике «Кейсы» мы говорим об опыте и инсайтах изданий и брендов, которые используют инструменты компании Setka. В интервью герои рассказывают о своих медиа и внутренних процессах, а также делятся лайфхаками, которые применяют в работе для улучшения дизайна материалов и создания красивой верстки.

Мы пообщались с генеральным директором «Бумаги» Кириллом Артеменко и главным редактором издания Татьяной Ивановой. Они рассказали, как постепенно меняется внешний вид издания и как внедрение онлайн-редактора сказалось на производительности команды.


Елена Колобаева

продакт-менеджер Setka

Мы всегда рады комментариям наших пользователей Setka. Наша команда прислушивается ко всем замечаниям и постоянно улучшает продукт на основе фидбэка клиентов. Именно поэтому мы публикуем честные кейсы — в них компании, использующие Setka, рассказывают о преимуществах и недостатках наших инструментов. Если вы хотите рассказать о своем опыте использования Setka Editor или Setka Workflow, пожалуйста, свяжитесь с нами: hello@setka.io.


ДАТА ОСНОВАНИЯ

4 марта 2012

посещаемость

850 000 читателей в месяц (Google Analytics)

Команда

20 человек

Город

Санкт-Петербург

татьяна иванова

главный редактор «Бумаги»

Идея проекта

Все началось со студенческой печатной газеты: мы писали и рассказывали обо всем, что нравится. После того, как ее закрыли, мы еще полтора года выпускали студенческую интернет-газету. При этом несколько медиаменеджеров посоветовали нам перезапустить ее как городское издание, которое было бы интересно делать, в том числе с точки зрения бизнеса. «Бумагу» мы основали в марте 2012-го, а к лету у нас уже было 60 тысяч читателей ежемесячно. Сейчас, спустя почти шесть лет, аудитория выросла до 850 тысяч.

«Бумага» — издание о том, что Петербург, по нашему мнению, лучший город, в котором можно и нужно жить. Мы увлечены Петербургом и его жителями, любим местный стиль жизни, идентичность, культуру. В целом наше издание занимается тем, что объясняет, зачем и почему в этом городе стоит оставаться.

Кроме онлайн-издания, «Бумага» делает нативную рекламу, маркетинговые и социологические исследования (у нас в штате есть социолог и аналитик), на основе которых мы выпускаем большие редакционные и коммерческие спецпроекты, и организует мероприятия для читателей.

На протяжении пяти лет мы проводим Science Slam в Петербурге и в Москве, в котором молодые ученые рассказывают о своих научных исследованиях в непринужденной атмосфере — на сцене клуба. Второе мероприятие — двухдневный просветительский фестиваль «Кампус», который включает бар-хоппинг с лекциями ученых и выступления экспертов на Новой сцене Александринского театра. С 2018 года мы совместно с «Роснано» проводим научный бар-хоппинг и в Москве.

Фирменный стиль

С момента основания сайта у нас сохранились название, логотип и даже ключевой цвет в дизайне — салатовый. Для нас он свежий, приятный, не агрессивный и спокойный — как и жизнь в Петербурге. Остальные цвета в оформлении также спокойные, при этом мы всегда используем цветные фотографии, на которых обязательно присутствуют люди.

Первая версия «Бумаги» выглядела совсем просто: в ленте пост шел за постом. Позже стали появляться структура, модульная сетка, первая плиточная верстка. В 2014 году произошел большой редизайн, и издание приобрело тот удобный формат, которым сейчас пользуются тысячи читателей.

На главной странице отображается «картина дня» с последними новостями, чтобы пользователь сразу видел, чем живет город. Также у нас есть главные федеральные и мировые новости, а в модуле «Друзья „Бумаги“» — ссылки на дружественные издания, которые мы советуем читателям. На первом экране в течение дня выводится новостная лента и важные для нас материалы. К вечеру лента сменяется большими редакционными статьями или, если сохраняется «горячая» новостная повестка, одной самой важной новостью. Также мы обязательно выводим и выделяем большой фичер.

Мы считаем, что дизайн должен быть максимально функциональным. Читатели «Бумаги» молодые, образованные и продвинутые, но они довольно инертные с точки зрения читательского опыта. Мы с осторожностью относимся к экспериментам и вау-эффектам в дизайне, которые интересны прежде всего издателям, а читателю могут причинять неудобства. Поэтому мы стараемся делать так, чтобы нашей аудитории было удобно пользоваться интернет-изданием.

Наш фирменный стиль сформирован не до конца и периодически обновляется. Еще год назад у нас не было штатных фоторедактора и дизайнера, и это создавало проблему: на сайте была довольно хаотичная «картинка» с точки зрения сочетания иллюстраций, фотографий, текста и прочих элементов. В итоге к нам присоединились фоторедактор Егор Цветков и дизайнер Елизавета Семакина, а также иллюстратор, с которым мы сотрудничаем на постоянной основе.

За последний год сайт довольно сильно изменился: не дизайн в целом, а скорее стилистика, внешний вид элементов. Благодаря Елизавете в фирменном стиле появились некоторая графичность и «мультяшность». Сейчас мы стараемся работать над дизайном с помощью текста и типографики, а не с помощью ярких картинок и украшательств. Нам и дальше хотелось бы двигаться в эту сторону: делать акценты, используя типографику.

Setka blog

Что такое фирменный стиль

Процесс

До 2016 года мы пользовались WordPress-шаблонами, но затем поняли, что тратим очень много времени на верстку. Тогда-то мы и решили перейти на онлайн-редактор Setka Editor. В результате этот инструмент сильно повлиял на производительность редакции: мы сократили время на выпуск всех материалов — ускорились в два раза.

Чаще всего мы стараемся все стандартизировать: у нас есть шаблоны, с помощью которых можно быстро собирать материалы без участия дизайнера. Это относится к форматам фоторепортажей, новостей, материалов с цифрами — в них редактору остается вставить картинки и текст. Часть материалов «Бумаги» — неформатные, в них, например, используется нетипичная расстановка фотографий.

С онлайн-редактором у нас работают все сотрудники редакции: журналисты, редакторы, литературный редактор и фоторедактор. Производство материалов выглядит примерно так: редактор, он же автор, пишет текст, дальше материал, созданный в шаблоне Setka Editor, передают главному редактору, шеф-редактору или выпускающему редактору.

Setka blog

Как использовать модульные сетки

Если мы имеем дело с новым форматом или большим материалом, то сначала его вычитывают в Гугл-документе. Это удобно, особенно в тех случаях, когда приходится кардинально менять исходный текст. Фоторедактор подбирает изображения к тексту, а затем автор добавляет их в материал. На следующем этапе текст уходит к литературному редактору, а после публикуется на сайте самим автором.

В силу того что команда «Бумаги» небольшая, мы стараемся делать так, чтобы все сотрудники были максимально автономны. То есть чтобы один человек мог все сделать самостоятельно: написать, сверстать, опубликовать и выложить в социальные сети.

Бывают и такие случаи, когда над материалом трудится бо́льшая часть команды, например, если мы делаем лонгрид с иллюстрациями. Автор пишет текст, вычитывает его и, если необходимо, отправляет на доработку шеф-редактору и на утверждение — главному редактору. Затем дизайнер добавляет в статью иллюстрации, шеф-редактор еще раз читает сверстанный материал и отправляет его на корректуру.

Цели и планы

Мы стараемся уходить от формата «текст-фотография-текст». Даже на мобильных экранах, где такой формат обоснован, можно использовать более интересные акцентные элементы: разделители, иконки, таблицы. В оформлении материалов мы движемся в этом направлении.

Благодаря возможностям Setka Editor мы стали оформлять большие спецпроекты — и редакционные, и коммерческие (партнерские) — с дополнительным брендированием. Таким образом у нас сделаны партнерский спецпроект с «Лахта Центром», редакционный спецпроект про фанатов «Зенита» и редакционный же материал о группе «Король и Шут».

Также в планах новые форматы: например, сравнительно недавно у нас появились «альбомы» — это когда мы рассказываем историю с помощью галереи из крупных изображений и объемных подписей к ним. Такой способ подачи помогает создать повествование, при котором нужна некоторая дискретность. Каждый кадр показывает отдельный сюжет, и все вместе они складываются в мозаику общей истории, как, например, в материале о доме, в полуметре от которого строят шестиполосный мост.

Мы уже увидели несколько проблем этого формата, например, неудобный просмотр на мобильном экране. Дискретность, которой мы хотели добиться, недостаточно очевидна, и, возможно, придется анимировать смену кадров или делать что-то еще. Поэтому следующая наша задача — «перепридумать» этот формат, в чем нам и должен помочь онлайн-редактор. Дорабатывать формат вручную — довольно большие инвестиции во время разработчика и дизайнера, а с помощью Setka Editor мы сделаем это гораздо быстрее и эффективнее.

Еще одна наша цель — дать пользователям возможность писать на «Бумаге». Мы считаем, что Setka Editor может помочь нам объяснить людям, как быстро и просто верстать. Это было невозможным, когда у нас был WordPress: нам пришлось бы всех научить языку HTML. Мы надеемся, что все получится и на «Бумаге» появится пользовательский контент.

Быстрый выпуск регулярных материалов, шаблоны рубрик и постов, анимации.

Посмотрите все возможности Setka Editor

Лайфхаки

Больше всего нам нравится, что в редакторе есть возможность создавать шаблоны (сниппеты), при этом можно экспериментировать, а сам процесс верстки не занимает много времени. Удобно, что изменения можно внести быстро: многие правки вносятся буквально нажатием одной клавиши. На наш взгляд, это бесценная функция, которая экономит много времени.

Также мы сами для себя составили гид по Setka Editor. Он понадобился на этапе освоения инструмента, но затем пригодился и для обучения новых сотрудников. У нас нет гайдлайнов для текстов или верстки, и гид стал своеобразной заменой. В обычном Гугл-документе мы прописали способ работы со стандартными материалами: какие отступы делать, какие стили, инструменты и сниппеты использовать в конкретных случаях. Но это скорее подсказка на первое время: в работу онлайн-редактора вникаешь довольно быстро и дальше — в случае новых форматов или нетипичной верстки — уже работаешь интуитивно.

Setka blog

Что такое сниппеты и как создавать их в Setka Editor

Елена Колобаева

продакт-менеджер Setka Editor

Setka Editor помогает изданиям легко изменять фирменный стиль и быстро пробовать новые способы оформления, так как не нужно каждый раз привлекать разработчиков: настроить новые цвета, шрифты и стили можно в веб-интерфейсе.

Здорово, что редакция «Бумаги» осваивает функционал инструмента целиком и одновременно понимает, что ключевые элементы, определяющие внешний вид материалов — это типографика и качественный иллюстративный материал. В Setka Editor можно настраивать шрифты для мобильных устройств, задавать специфический «болд» и «италик», загружать любые кастомные шрифты.

Если роли в редакции распределены нечетко и если любой сотрудник может как написать пост, так и оформить его, то тогда сниппеты и шаблоны становятся необходимой основной для синхронизации и быстрой работы в едином стиле. Шаблоны могут создавать арт-директор, главный редактор или любой сотрудник, использующий онлайн-редактор, — у команды есть много вариантов, как организовать рабочие процессы.