Как нанимать людей в медиа: советы HR-специалиста

Что надо знать о работе с творческими людьми и о росте редакции

Ася Солнцева

HR-директор Look At Media

Каждый, кто запускает собственное медиа, сталкивается с вопросами о том, как вырастить команду и как правильно расставить приоритеты при найме новых сотрудников. Для того чтобы помочь главным редакторам, издателям и предпринимателям, мы попросили специалиста по управлению персоналом Асю Солнцеву, которая имеет большой опыт работы в медиа («Афиша», Look At Media), поделиться советами по найму специалистов в онлайн-издания.

Каждое издание развивается по-разному, и сложно найти универсальные советы, как увеличивать команду. Даже медиа, которые относят к одной категории, могут отличаться: на выбор сотрудников влияет бизнес-модель, особенности рубрикатора, аудитория и множество других факторов. В этой статье мы решили рассказать о нашем опыте построения команды Look At Media — издательского дома, из которого выросла компания Setka.

Редакция маленького медиа

Для того чтобы запустить небольшое медиа, на начальном этапе нужно всего несколько человек:

Главный редактор / руководитель проекта — человек, который отвечает за выпуск материалов и за монетизацию. Он пишет тексты сам и заказывает их внештатным авторам, занимается спецпроектами, работает с рекламодателями и т. п.

Младший редактор / соредактор — он также занимается написанием и редактированием текстов и, возможно, визуальной составляющей.

На первом этапе большинству редакций очень сложно нанять дизайнера или фоторедактора — обычно это высокооплачиваемые специалисты, и к ним обращаются, когда команда уже подрастет.

После того как медиа запустилось и редакцию можно немного увеличить, ее состав может выглядеть так:

 Главный редактор

 Репортер / младший редактор — человек, который появляется в команде, когда главный редактор понимает, что он уже не справляется с объемом материалов, а трафик надо увеличивать.

 Новостник — он делает короткие статьи-реакции и пишет новости.

 Дизайнер — если это возможно и если для издания важно делать акцент на визуальную составляющую материалов (например, если это lifestyle-издание, выпускающее много спецпроектов).

 Фоторедактор — когда появляются новые рубрики и количество статей растет, дизайнер уже не справляется, так что появляется фоторедактор, который делает съемки сам и работает с фотографами.

 Системный администратор (можно фрилансер) — человек, который занимается технической поддержкой растущего сайта.

Рекламный отдел

С самого начала важно решить, как монетизировать медиа, которое мы запустили. Если у издания есть инвестиции — это хорошо для старта, но важно решить, как мы хотим зарабатывать: на подписке или на продаже рекламы.

Продажа рекламы — самая популярная модель в мире онлайн-медиа. Для того чтобы начать зарабатывать на ней, нам нужно несколько специалистов:

 Sales-менеджер — он работает с клиентами и привлекает их к сотрудничеству. В зависимости от объема продаж в рекламе, количество людей тоже может расти. Сначала продажами может заниматься даже главный редактор / издатель.

 Продюсер спецпроектов — это менеджер, который будет заниматься разработкой и реализацией нестандартных форматов рекламы. Он будет собирать команду из дизайнеров, фотографов, разработчиков, копирайтеров и др. для работы над спецпроектом и следить за сроками работы и качеством проекта. Часто обязанности продюсера выполняет sales-менеджер.

 Бренд-менеджер — его нужно нанимать, когда у главного редактора и sales-менеджера больше нет времени заниматься партнерствами. Бренд-менеджер отвечает за то, чтобы медиа увеличивало аудиторию, становилось более узнаваемым, — это влияет на рост трафика и в конечном итоге на продажи.

Юристы, бухгалтерия и HR

Для того чтобы запустить медиа, нужно создать юридическое лицо. Для этого не нужно брать специалиста в штат, это можно делать на аутсорсе (если главный редактор одновременно является основателем и издателем).

Юрист — когда издание начинает продавать рекламу и редакция растет, у главного редактора появляется много непрофильных задач, связанных с бизнесом, с деньгами, с заключением договоров. Тогда нужен юрист. Его нужно искать, если компания тратит в месяц на юридические услуги больше, чем месячную зарплату одного юриста.

Бухгалтер — первое время бухгалтерские услуги тоже могут быть на аутсорсе. Но когда в компании более 20 штатных сотрудников, много денежных операций, оплат, размещений рекламы, работы с документами, имеет смысл оформить специалиста на полную ставку.

HR-специалист — имеет смысл искать такого человека, когда в команде более 50 сотрудников и у руководителей уже не хватает времени на найм и заботу о людях. Конечно, все зависит от компании: некоторые могут позволить себе нанять HR и для более маленькой команды. Кроме того, часто бывает, что человек может совмещать обязанности офис-менеджера, HR-специалиста и бухгалтера. Правда, это не всегда хорошо работает, потому что, если ты хороший бухгалтер, ты не захочешь заниматься обязанностями офис-менеджера. И не каждый бухгалтер любит общение с людьми.

Дальнейший рост редакции

Когда редакция начинает быстро расти, ей могут понадобиться следующие специалисты:

SMM-менеджер — сейчас большинство медиа растут за счет социальных сетей, а у редактора не всегда есть достаточно знаний, чтобы понять, как работают разные социальные сети. SMM — это довольно уникальная экспертиза, потому что, с одной стороны, ты должен уметь хорошо формулировать мысли, придумывать истории, которые зацепят людей, а с другой — разбираться в аналитике. Кроме того, это направление быстро растет и меняется, и нужно быть всегда в теме.

Ответственный секретарь — он особенно нужен большой редакционной команде (примерно от 30 штатных сотрудников). Секретарь следит за выпуском, проверяет, чтобы договоры со всеми подрядчиками были вовремя оформлены, и торопит редакторов, которые задерживают сдачу материалов. Это обязанности, которые не должен нести на себе главный редактор, особенно когда есть большой объем документооборота для сотрудничества с разными поставщиками и партнерами (фотостудиями, бюро переводов и т. п.).

Арт-директор — в отличие от дизайнеров, у него в голове есть полная картина того, как должно выглядеть издание, какой стиль в каких случаях нужно использовать, какие графические элементы и фотографии подходят. У дизайнеров и фоторедакторов не всегда есть достаточно опыта, чтобы принимать такие решения.

Специалист по видео — если редакция хочет выпускать видеоконтент, для этого тоже нужен отдельный человек, потому что фоторедактор может с этим не справиться. Кроме того, нужен еще отдельный специалист, который будет заниматься инфографикой.